Экспедиторам грозит минимум 500 тыс. ₽ за несоответствие груза: новые правила с 1 сентября 2025
С 1 сентября 2025 года вступают в силу кардинальные изменения в регулировании транспортно-экспедиторской деятельности. Новый закон вводит жёсткую систему штрафов, привязанную к выручке компании:
• При первом нарушении — штраф от 0,1 % до 0,3 % от выручки, но не менее 500 000 ₽;
• За повторное нарушение — от 1 % до 3 % выручки, минимум 1 млн ₽ .
⸻
Новые обязанности для экспедиторов
• Запрашивать максимально полную информацию о грузе у клиента. При отсутствии разрешений на перевозку запрещённых или ограниченных к обороту предметов (боеприпасы, радиоактивные вещества, ценные бумаги, валюты, приборы ночного видения и др.) — отказывать в перевозке. При наличии разрешений — экспедитор обязан контролировать соблюдение всех требований.
• Хранить архиважные документы (договоры, информацию о грузе, маршруте) не менее трёх лет в соответствии с техническими стандартами.
• Предоставлять информацию по запросу правоохранителей — как данные о договорах, так и о конкретном перевозимом товаре .
⸻
Ответственность и клиенты
За уклонение от сотрудничества с властями (например, непередача информации или отказ предоставить груз), а также за незаконную работу без регистрации — введены штрафы:
• Для физлиц: от 3 000 до 5 000 ₽.
• Для юрлиц: от 50 000 до 100 000 ₽ .
Кроме того, запланирована обязанность регистрации в единый реестр экспедиторов (платформа «ГосЛог») с 1 марта 2026 года, с последующим штрафом для тех, кто не зарегистрируется, — от 100 тыс. до 300 тыс. ₽ (первое нарушение), и до 1 млн ₽ — за повторное .
⸻
Почему это важно
• Повышается прозрачность логистической отрасли и усилен контроль за перевозкой грузов, особенно опасных.
• Новые меры поддерживают создание более ответственного бизнеса и сокращают риски.
• Штрафы, рассчитываемые как доля от выручки, ориентированы на крупный бизнес, что делает их весомой мотивацией к соблюдению норм.